«Интеррос» Владимира Потанина, десять лет назад продавший Росбанк французской финансовой группе, сейчас приобретет долю Societe Generale в банке и его страховом бизнесе. Можно ли считать «Интеррос» безопасным владельцем с точки зрения санкций?
Фото: Maxim Zmeyev/Reuters
Французский Societe Generale продает Росбанк холдингу Владимира Потанина. В конце 90-х Росбанк уже входил в «Интеррос». Societe Generale решил покинуть российский рынок, завершение сделки ожидается через неделю. Рынки отреагировали ростом — в моменте акции Росбанка взлетели на 40%.
Сумма и подробности сделки между Societe Generale и «Интерросом» не раскрываются, однако Росбанк заверил клиентов, что все остается по-прежнему — в плане управления, активов, кредитного портфеля и общей риск-политики. Вот что Business FM сообщил председатель правления Росбанка Илья Поляков:
Илья Поляков председатель правления Росбанка «Группа «Интеррос» была связана с историей создания Росбанка еще в 1990-х годах. После этого наши группы всегда связывали давние партнерские отношения. При этом с банком, со сменой акционера ничего не изменится. Во главе со мной команда правления и руководство Росбанка продолжат руководить Росбанком в рамках этой достигнутой договоренности».
Впрочем, закрытость сделки создает почву для пересудов. Росбанк возвращается в «Интеррос», и сделка, на первый взгляд, похожа на win-win: французы смогут сохранить лицо перед западными акционерами и красиво уйти с российского рынка, да еще и с деньгами. А Владимир Потанин получает один из системно значимых банков России и, возможно, захочет интегрировать его с цифровой платформой Atomyze, которая недавно получила лицензию от ЦБ. Росбанк прибавит в цифровизации.
С другой стороны, есть и риски — в первую очередь риски санкций. Сейчас на Росбанке нет ограничений. Но уход системного банка российскому владельцу чем это не повод для Запада? Например, запретить трансграничные операции, в том числе перевод денег в иностранной валюте, как в случае со Сбербанком. Директор высшей школы финансов РЭУ имени Плеханова Константин Ордов вспоминает о понятии «кэптивный банк» и допускает, что Росбанк со временем пойдет по этому пути — в составе «Интерроса» ограничит взаимодействие с ближним и дальним зарубежьем и сосредоточится на внутренних операциях:
Константин Ордов директор высшей школы финансов РЭУ имени Плеханова «То есть это банк, который будет связан не с работой с населением — он, скорее всего, сразу же максимально ограничит свою рыночную активность, — а будет обслуживать интересы конкретного холдинга и конкретной компании. Мы в истории видели достаточное количество таких банков. Сейчас мы видели последние санкции, которые все больше обладают свойствами секторальными, веерными. И отсутствие персональных санкций, конечно, не может являться убедительной гарантией того, что банк не будет ограничен в своих финансовых операциях».
Пока на Западе принято бороться с газом и переходить на «зеленую» энергию, для этой энергии нужна инфраструктура, а значит, и металлы. Цветные металлы пока ввозятся в Европу. А «Норникель» сегодня — это доля в 22% от мирового никеля, 44% — от палладия, 15% — платины и кобальта. Исходя из этих данных, «Интеррос» можно назвать надежным владельцем банка с точки зрения санкций.
Владелец холдинга Владимир Потанин остается одним из самых «неподсанкционных» российских топ-менеджеров, а его «Норникель» — одна из немногих компаний, которая не значится в санкционных списках, за редкими исключениями. Пока в отношении Потанина ввела санкции Канада, и возникли небольшие волнения вокруг палладия, который поставляет «Норникель», часть потребителей была готова отказаться от поставок из-за дорогих авиаперевозок, но «Норникель» уже наладил новые каналы, говорил сам Потанин в интервью РБК.
Источник: bfm.ru